Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/
Печать

100 лет - от ВЧК до ФСБ

Автор: Тимченко Сергей Иванович. Опубликовано в НОВОСТИ

     100 лет — от ВЧК до ФСБ: вчера, сегодня и завтра органов безопасности
     В этом году в Российской Федерации в очередной, уже 23-й раз, в соответствии с указом Президента РФ №1280 от 20 декабря 1995 года «Об установлении Дня работника органов безопасности Российской Федерации», отмечается этот профессиональный праздник. Вроде бы достаточно рядовое событие, если не принимать во внимание, что дата 20 декабря для проведения этого праздника была выбрана далеко не случайно и что именно в этот день, в 1917 году 7 (20) декабря (то есть ровно сто лет назад) Советом Народных Комиссаров было принято Постановление о создании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
      Столетний юбилей образования ВЧК и сам факт чествования работников современных российских спецслужб в этот день: «Сегодня мы чествуем тех, кто стоит на страже национальных интересов Российской Федерации, защищает её суверенитет и территориальную целостность, конституционный строй и безопасность наших граждан» (из выступления Владимира Путина 20 декабря 2014 года на торжественном вечере, посвящённом Дню работника органов государственной безопасности) – объективное основание для того, чтобы обратиться к истории органов безопасности и рассмотреть их место и роль в сегодняшней России.
      При этом оставим за скобками совсем уж идиотские – простите за резкое слово, но другое определение вот такие «разглагольствования», как приводимый «опус», просто не заслуживают: «ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ — самая отмороженная преступная экстремистская террористическая организация, которую знал мир за всю историю своего существования — и которая захватила власть в нашей стране ровно 100 лет назад, и нелегально удерживает её до сих пор. И терроризирует Россию и весь мир уже (сегодня) второе столетие (!). В общей сложности ВКП (б), КПСС и Единая Россия, вместе со своими специально созданными преступными органами силового подавления ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ, за годы своей преступной власти уничтожили 60 миллионов человек (некоторые историки и учёные полагают, что даже больше) (https://www.obozrevatel.com/abroad/neudivitelno-chto-putin-i-ego-opg-zamalchivayut-100-letie-bolshevistskogo-perevorota.htm)».
      Попытаемся конструктивно, «без разрывания рубах на груди, пафоса и елея» рассмотреть, в том числе и с исторической точки зрения, деятельность органов безопасности страны (в настоящее время к органам государственной безопасности или спецслужбам принято относить, прежде всего, ФСБ, а также СВР и ФСО), без которых — а это аксиома — невозможно существование государства, как такового в принципе.
       КРАТКО ОБ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
       История советских и российских органов госбезопасности новейшего времени, как и любая объективная история любого государственного образования, а уж тем более из числа государственных структур силового блока власти, неоднозначна.
        
     
      Безусловно, она содержит немало славных деяний во славу державы, но и негативных моментов в ней хватает. При этом надо иметь ввиду, что именно к этой стороне деятельности и, в первую очередь, участию советских спецслужб в проведении в государстве репрессий, в ущерб освещению других аспектов работы органов безопасности, относится абсолютное большинство материалов по истории органов государственной безопасности, «гуляющее по просторам интернета и «независимой» прессы. Со своей стороны попытаемся архикратко, учитывая формат материала, рассказать об основных периодах деятельности советских органов государственной безопасности.
      Итак, 7 (20) декабря 1917 года СНК решил: «Назвать комиссию — Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем и утвердить её задачи:
      1) Преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они не исходили;
      2) Предание суду Рев. Трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработать меры борьбы с ними.
      3) Комиссия ведёт только предварительные расследования, поскольку это нужно для пресечения. Комиссия разделяется на отделы — информационный, организационный отдел (для организации борьбы с контрреволюцией по всей России) и филиальный отдел.
      4) Комиссии обратить в первую голову внимание на печать, саботажников и стачечников.
      Меры: конфискация, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и т.д.» И надо сказать, что ВЧК, подчеркнём: вновь созданная структура, к тому же действовавшая всего-то 4 (но каких!) года, да ещё и в условиях противоборства с крупнейшими и опытнейшими иностранными разведывательными и антисоветскими центрами, поставленные задачи выполнила. Были выявлены и ликвидированы крупные подпольные организации («Союз защиты Родины и Свободы», «Всероссийский национальный центр» и куча других) и заговоры иностранных разведывательных и специализированных служб («Заговор послов»).
      При этом одним из методов защиты советской власти стали и репрессивные меры, к которым привела жестокая логика гражданской войны. Если при создании ВЧК предусматривалось, что Комиссия дела в отношении «всех выявленных саботажников и контрреволюционеров предаёт суду Ревтрибунала, ведёт только предварительные расследования, поскольку это нужно для пресечения», а в качестве мер пресечения использует «конфискацию, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа», то уже с 21 февраля 1918 года — согласно Декрету СНК РСФСР «Социалистическое Отечество в опасности!» на ВЧК возлагается обязанность «расстрела на месте преступления неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов».
      С 5 сентября 1918 года в соответствии с Постановлением СНК РСФСР «О красном терроре» в целях «обеспечения безопасности Советской Республики» на ВЧК возлагается обязанность «расстрела всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». 6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР, в связи с изменением политической обстановки (окончание гражданской войны, переход к новой экономической политике) принял постановление об упразднении ВЧК и образовании ГПУ — Государственного политического управления. ГПУ (с 15 ноября 1923 года после образования СССР Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) просуществовало до 1934 года.
      Объективности ради отметим, что именно работниками ГПУ были проведены такие блестящие операции по обеспечению безопасности государства, как «Трест» и «Синдикат». Но не будем и забывать, что в этот же период деятельности органов государственной безопасности на основании данных ОГПУ был организован «Шахтинский процесс» по делам о вредительстве в промышленности, все обвиняемые по которому в 2000 году Генеральной прокуратурой РФ были реабилитированы за отсутствием состава преступления. В 1934 году ОГПУ СССР было преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР и вошло в состав общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР. Этот период до 1941 года общепринято характеризовать как проведение органами госбезопасности исключительно репрессивных мер и не более того. Действительно, в определённой мере это соответствует истине (наше понимание этого периода см. в статье «Правда о репрессиях 1937 года» http://inance.ru/2017/08/massovye-repressii/). Но причины такого задействования в этот период органов, заключавшиеся в высочайшем уровне внешнего противостояния и внутренних конфликтов, вылились не только в репрессии, но и в активизацию агентурно-оперативной работы за пределами страны.
      Созданные в эти годы разведывательные позиции (резидентура «Рамзай», «Красная капелла», «Кэмбриджская пятёрка» и др.) сыграли не последнюю роль в решении государственных задач в столь непростые сороковые годы прошедшего столетия. К тому же надо иметь ввиду, что в ходе проверки объективности применения мер репрессий, проведённой согласно приказу наркома внутренних дел Л.П. Берия от 25 ноября 1938 года, за два года из органов госбезопасности было уволено более 70% (!) следователей и агентуристов, допустивших нарушения социалистической законности при проведении репрессий. Из них примерно четыре тысячи человек в 1938 — 1941 годах были осуждены, при этом почти половина из них — к высшей мере наказания. Значимость вклада органов и войск НКВД в общую победу советского народа в Великой Отечественной войны (см., в том числе и нашу статью «СМЕРШ — без лжи и мифов» http://inance.ru/2017/07/smersh/) признают, пусть и с оговорками, даже «записные» их критики. Гораздо более необъективно освещается период деятельности Министерства государственной безопасности в послевоенный период (1945 — 1953 годы), однобоко концентрируя внимание только на линии борьбы с «антисоветскими элементами». Здесь и «Ленинградское дело», и массовые выселения в ссылку и на поселение бывших националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций, семей националистов и кулаков из прибалтийских республик, Западной Украины, Беларуси и Молдавии. «Забывая» при этом, что в эти годы органами МГБ было обезврежено более ста только агентов-нелегалов иностранных разведок, выявлено 6 290 агентов германских разведывательных и контрразведывательных органов. Особенно жестокий характер носила борьба с националистическим подпольем и его незаконными вооружёнными формированиями в западных регионах страны.
     Всего за период 1946 — 1953 годов органами, внутренними войсками и войсками МГБ СССР было проведено около 55 тысяч оперативно-войсковых мероприятий, в результате которых общие потери подполья составили примерно 230 тысяч человек, в том числе более 50 тысяч убитыми, было арестовано около 80 тысяч участников националистического подполья и его вооружённых формирований.
     13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 года — КГБ СССР), просуществовавший до 1991 года. И вновь «гуляющая» по Интернету и страницам «жёлтых», и, увы! не только «жёлтых», но и вполне качественных изданий информация создаёт впечатление, что единственной задачей КГБ являлась «борьба с инакомыслием», хотя на самом деле противодействие специальными методами спецслужб националистическим и антисоветским проявлениями было далеко не главной задачей в деятельности КГБ. Как-то «за скобками» остаётся деятельность Комитета в области внешней разведки (а одна вербовка в первой половине 1980-х сотрудника советского и восточно-европейского отделения ЦРУ О. Эймса чего-то стоит), контрразведки (вспомним дело Пеньковского и захват с поличным 15 июля 1977 года при закладке тайника вице-консула посольства США Марты Петерсон), не говоря уже об успешном решении задач проведения оперативно-розыскной деятельности.
      Так, только в 1967 году органами КГБ привлечено к уголовной ответственности 738 человек, из них 263 человека за особо опасные и 475 — за иные государственные преступления, в том числе один иностранец и один советский гражданин за шпионаж, 3 человека, совершивших диверсии, 34 человека по обвинению в измене Родине, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях. При этом будем объективны, обвинение КГБ в том, что он «не удержал СССР от распада», далеко не правомерны, так как спецслужбы не являются самостоятельной политической структурой.
      К тому же следует учитывать, что «низовые» оперативные работники девяностых годов, знакомые с реальным положением дел в стране, понимали негативную тенденцию. Но на самом верхнем, крайне идеологизированном уровне органов госбезопасности, готовились только те сведения и принимали только те решения, которые соответствовали идеологическим догмам. Высшие руководители спецслужб превратились, по сути дела, в чиновников, которые сохраняли свои места благодаря тому, что не волновали государственное и партийное руководство неприятной информацией, шедшей вразрез с линией партии. Докладывалось не то, что есть на самом деле, а то, что соответствовало идеологическим потребностям.
     Система управления без отрицательной обратной информации и пошла вразнос. Так высшее руководство КГБ неосознанно по сути помогало диссидентам. Но есть информация о вполне осознанном выращивании оных (подробно см. статью «Кем был Юрий Владимирович Андропов?» http://inance.ru/2015/06/andropov/).
     
     
       И уж совсем у КГБ не было шансов как-то повлиять на ситуацию в августе 1991 года, так как к этому времени структура уже была развалена изнутри. Решения не принимались или были неадекватными, по сути оперативные сотрудники были предоставлены сами себе. Руководители среднего звена заняли выжидательную позицию, а раз наверху никто ничего не стал делать, то и внизу никаких шагов не было предпринято.
      Таким образом, органы госбезопасности были деморализованы и в 1991 году не могли сделать ничего. А самое главное — сотрудники КГБ, даже если бы и хотели, то не смогли бы сохранить Советский Союз, так как не обладали соответствующей методологической подготовкой. Кроме того, в составе спецслужб изначально — от момента их создания после 1917 года — были носители разного рода эзотерических субкультур, которые представляли собой периферию разного рода эзотерических групп, созданных для манипулирования органами. Такого рода деятельность выразилась в том, что КГБ деятельно подавлял прокоммунистическую оппозицию псевдокоммунистической диктатуре бюрократов («Новочеркасский расстрел» — одно из наиболее ярких событий такого рода) и взращивал либерально-буржуазную оппозицию (Солженицын и другие активисты перестройки и реформ 1990 х), которая и пришла к власти в результате «Перестройки». Общий диагноз: КГБ СССР не хватило времени для того, чтобы Комитет государственной безопасности выработал в себе жреческую властность, позволяющую осуществлять суверенитет СССР во всей полноте, который раскрывается через власть над первыми пунктами полной функции управления (об этом — чуть ниже).
      ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
      15 декабря 2017 года Федеральной службой безопасности Российской Федерации в результате проведенных оперативно-



розыскных мероприятий в г. Санкт-Петербурге выявлена и пресечена противоправная деятельность законспирированной ячейки сторонников МТО «ИГ», планировавшей совершить 16 декабря 2017 года резонансные террористические акты путём самоподрыва террориста-смертника в одном из культовых учреждений города, а также убийства граждан и подрывы СВУ в местах массового нахождения людей. В результате проведенной в г. Санкт-Петербурге спецоперации задержаны 7 членов ячейки. У них изъято значительное количество взрывчатых веществ, компоненты самодельных взрывных устройств, автоматическое оружие, боеприпасы, экстремистская литература.
      Ликвидирована лаборатория по изготовлению взрывных устройств. 17 декабря 2017 года в ходе контртеррористической операции в Дагестане нейтрализованы трое бандитов. Ликвидированные главарь банды и два боевика были причастны к преступлениям террористической направленности. На счету банды убийства восьми человек, а также нападение на автоколонну одного из подразделений МВД России. На месте обнаружено огнестрельное оружие, боеприпасы и гранаты. Пострадавших среди гражданского населения и потерь среди личного состава сил правопорядка нет.
      Напомним, что сегодняшний основной орган безопасности страны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, существует с 12 апреля 1995 года с момента вступления в силу Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
      • контрразведывательная деятельность;
      • борьба с терроризмом;
      • борьба с особо опасными формами преступности;
      • разведывательная деятельность;
      • пограничная деятельность;
      • обеспечение информационной безопасности;
      • борьба с коррупцией.
      С учётом внешне- и внутриполитической ситуации в мире и стране ФСБ сегодня основные усилия сосредоточивает на борьбе с терроризмом (см. прилагаемое видео), коррупцией («Дело Улюкаева») и на обеспечении информационной безопасности (речь идёт о роли органов безопасности в информационной гибридной войне, развязанной антироссийскими силами), хотя и про контрразведку не забывает (хрестоматийный пример — задержание в 2013 году третьего секретаря политического отдела посольства США Райана Фогла при попытке вербовки одного из сотрудников спецслужб России, у которого были изъяты специальные технические средства, лист с инструкциями для вербовки и 100 000 евро.
      Или вот свежий пример: 6 декабря 2017 года Лефортовский районный суд Москвы арестовал гражданина Норвегии Фруде Берга, которому предъявлено обвинение в шпионаже. Берг был задержан ФСБ при получении документов, содержащих секретные сведения о российском ВМФ, которые ему передавал гражданин России Алексей Житнюк, также арестованный в декабре 2017 года по обвинению в государственной измене).
      Говоря о сегодняшнем состоянии ФСБ, предоставим слово специалисту, бывшему в 1998 — 1999 году Директором спецслужбы, а ныне Президенту России Владимиру Владимировичу Путину: «Обстановка в мире далека от стабильной: растёт число угроз и рисков, игнорируются нормы международного права. В ход идут все средства: и шантаж, и провокации, и экономическое, и информационное давление, ставка на радикальные элементы, националистические группировки; попытки дестабилизировать внутреннюю ситуацию, и тем самым поставить под полный контроль целые страны…В этой связи ещё раз отмечу важность жёсткой и бескомпромиссной борьбы с терроризмом и экстремизмом…Предельная собранность и мобилизованность требуется от контрразведывательных подразделений… Самое серьёзное внимание следует уделить охране государственных рубежей, обеспечению устойчивой работы органов государственного управления, защите экономических интересов России».
      ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩЕЙ ФСБ ГОТОВИТ?
      Наверное, столетний юбилей — это тот самый случай, когда стоит задуматься о перспективах российских органов безопасности. Органы госбезопасности были всегда неоднородны. В них, как и в других структурах, всегда были представители разных кланов (по семейному признаку), орденов (по признаку владения одинаковой информацией), разных групп влияния и сил. Служили и служат в этих структурах люди, так или иначе изначально воспитанные в нашем обществе и лишь впоследствии запрограммированные системой. Во времена СССР было ограничение: выходцев «из торгашей» не брать, а сейчас — всё наоборот.
     Посему, итоги деятельности органов госбезопасности необходимо подводить в разрезе состояния всего общества и системы в целом… И мы видим два варианта, находящихся по разные стороны спектра: Либо ФСБ, как социальная группа, овладеет Полной функцией управления, которая включает в себя следующую последовательность преемственных этапов:
      1. выявление факторов, вызывающих дискомфорт, являющийся стимулом к организации управления,
      2. формирование навыка распознавания этого фактора на будущее,
      3. целеполагание в отношении этих факторов,
      4. выработка концепции достижения намеченных целей, интеграция частной концепции в отношении намеченных целей в генеральную концепцию, в соответствии с которой уже некоторым образом осуществляется управление и которая вбирает в себя все прочие частные концепции,
      5. внедрение частной концепции в жизнь и правление в соответствии с нею в русле генеральной концепции,
      6. наблюдение за течением процесса и коррекция правления и концепции, что в ряде случае предполагает и смену генеральной концепции, и   
      7. высвобождение ресурсов, занятых в управлении по частной концепции, при достижении намеченных целей, либо возврат к п. 1 в случае, если намеченные цели управления не достигнуты.
      А освоив управление по полной функции, будут осмысленно (то есть концептуально определённо) избирать средства управления общественными процессами и среди них чаще применять средства высших: первого и второго приоритетов (обобщённые средства управления см. http://zakonvremeni.ru/publications/23-outlook/2064-six-priority-of-rule.html);
      1. Мировоззренчески-методологический —информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую, люди строят — индивидуально и общественно — свои «стандартные автоматизмы» распознавания и осмысления частных процессов в полноте и целостности мироздания и определяют в своём восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутриобщественное полновластие.
       2. Хронологически-алгоритмический — информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выделить частные процессы, воспринимая «хаотичный» поток фактов и явлений в мировоззренческое «сито» — субъективную человеческую меру распознавания, то есть позволяет выявлять алгоритмику текущих процессов в культуре (в настоящем контексте под культурой понимается вся информация, в преемственности поколений не передаваемая генетически).
       Либо основной орган безопасности России будет «в тёмную» использован определёнными силами на Западе, которые тупо заинтересованы в окончательном решении «Русского вопроса», чему методологическая нищета и управленческая безграмотность сотрудников, помноженная на коммерческие интересы некоторой части из них, — не помеха. Именно на этом уровне шло противостояние российской и американской спецслужб в нашумевшем сериале «Спящие». В нём представлено сражение двух хищников, которые даже идеологически ничем друг от друга не отличаются: и с той, и с другой стороны — патриоты своих государств, разве что выборка методов ведения сражения показана у «плохишей» американцев соответствующая статусу «плохишей» по сюжету. Мы всё равно посоветуем посмотреть этот сериал, поскольку ничего другого по этой теме сегодня не выходит: А ведь могли бы вывести противостояние на другой — методологический, философский уровень, как это, походя, сделал «бывший» сотрудник и глава ФСБ Владимир Владимирович Путин в интервью телеканалу Russia Today (одно из немногих интервью, данных им без подготовки, а потому — более открытых):
       Незадолго до своей кончины тяжело больной Юрий Владимирович Андропов написал свои последние стихи:
              «Да, все мы смертны, хоть не по нутру
              Мне эта истина – страшней которой нету,
              Что в час положенный и я, как все, умру,
              И память обо мне сотрет седая Лета.
              Мы бренны в этом мире, под луной,
              Жизнь только миг, небытие — навеки.
              Кружится во Вселенной шар земной,
              Живут и исчезают Человеки.
              Но сущее, рождённое во мгле,
              Неистребимо на пути к рассвету.
              Иные поколенья на Земле
              Несут всё дальше жизни эстафету».
      Это его Реквием… Это и Реквием всем чекистам, кто не захотел подняться до жреческой власти и тем самым потерял сопричастность своих дел к вечности, превратив её в бренный миг… Если будет так, то прощай, КГБ! Не жалко.
      От того, какой из этих вариантов (или близких к ним по спектру всех возможных вариантов) для себя избирают и как будут действовать работники ФСБ на всех уровнях, в значительной мере и зависит ответ на вопрос: «Что день грядущий нам готовит?»
      ПОСЛЕСЛОВИЕ
      Посему переправляем вопросы генералам и полковникам из «конторы», членам Совета Национальной Безопасности России (СНБ РФ), другим спецслужбистам и всем ответственным за общественную и государственную безопасность в нашей стране:
      • Входит ли в ваши обязанности функция — выявлять стратегию наших партнёров (противников) в отношении России и формировать долговременную стратегию РФ? Если да, то как вы это делаете и в чём это проявляется?
      • Если у генералов и полковников «конторы» и других спецслужб есть своё профессиональное мнение по таким явлениям как фашизм, антисемитизм, сионизм, секты, исламский радикализм и т.д., то на сколько ваше мнение адекватно тому, что в действительности имеет место в жизни и обозначается этими словами? И адекватно ли оно при условии, что сегодня фашизм процветает на Украине, в США, странах Балтии и в Европе, исламский радикализм стал мировой идеологией террористов, «антисемитизм» стал основным инструментом сионизма, а секты плодятся как грибы?
      • Какая работа ведётся аналитическими отделами спецслужб, отвечающих за госбезопасность, на уровне идеологического, хронологического — историко-алгоритмического и мировоззренческого, методологического приоритетов Обобщённых средств управления (-оружия) ОСУ? Считаете ли вы обобщённые средства управления (ОСУ) оружием информационной войны, которая ведётся против нашей страны, против Русской цивилизации?
      Пока эти три.
      А будут ещё и не мало…
      Накануне Дня работника органов безопасности главный редактор "Российской газеты" Владислав Александрович Фронин встретился с Директором ФСБ России генералом армии Александром Васильевичем Бортниковым.
      Александр Васильевич, 20 декабря российские органы безопасности отмечают вековой юбилей. А почему вы не ведете отсчет своей истории, как другие министерства и ведомства, например, прокуратура и МВД, с петровских времен - ведь уже тогда существовали и разведка, и контрразведка?
      Александр Бортников: Действительно, структуры, решавшие разведывательные и контрразведывательные задачи, обеспечивавшие охрану правопорядка и защиту границ, в той или иной форме существовали в России еще со времен становления централизованного русского государства, но именно 100 лет назад они впервые были выстроены в целостную систему под единым началом. Наступающий юбилей является хорошим поводом для того, чтобы расставить необходимые акценты и ответить на некоторые спорные вопросы, в том числе и те, которые вырастают из пристрастного отношения к событиям минувших лет. Ведь, как известно, рассмотрение фактов вне конкретного исторического контекста лишает нас возможности объективно оценивать прошлое, понимать настоящее и прогнозировать будущее.
       То есть не все, что широкая публика знает о деятельности вашей Службы, соответствует действительности?
       Александр Бортников: Про органы безопасности создано множество мифов, нередко весьма живучих. Негласный характер деятельности объективно не позволяет в режиме реального времени и в полном объеме информировать общество о тех или иных аспектах проводимой работы. Это способствует возникновению, скажем так, "ореола таинственности" вокруг компетентных органов и одновременно повышает интерес публики к альтернативным, зачастую недобросовестным источникам информации о нас. Некоторые в погоне за сенсацией преувеличивают роль спецслужб в происходящих событиях, а кто-то откровенно лжет, решая пропагандистские задачи. Вскрывающиеся впоследствии факты, например в ходе рассекречивания архивов, далеко не сразу позволяют развенчать уже ставшие привычными мифы.
       Отношение общества к отечественным спецслужбам весьма неоднозначно и неоднократно менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Из чего исходит ФСБ при оценке деятельности своих предшественников?
       Александр Бортников: Отвечая на этот вопрос, я бы хотел сделать акцент на трех важных моментах. Во-первых, следует учитывать исторические условия. Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств иностранных держав. Противник пытался победить нас либо в открытом бою, либо с опорой на предателей внутри страны, с их помощью посеять смуту, разобщить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы. Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей.
        Мы, как органы безопасности, обязаны своевременно выявлять замыслы противника, упреждать его действия и адекватно реагировать на любые выпады. В этом смысле важнейшим критерием оценки нашей деятельности является ее эффективность. Во-вторых, решаемые органами безопасности первоочередные задачи меняются в зависимости от характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается государство на разных этапах.
        То есть, к примеру, задачи ВЧК существенно отличались от задач КГБ и тем более ФСБ. Это обуславливало и логику структурных преобразований спецслужб, и методы ведения оперативной работы. И наконец, в-третьих, сотрудников органов безопасности нельзя рассматривать в отрыве от общества, со всеми его плюсами и минусами. Меняется общество, меняемся и мы. Сотрудников ФСБ и сегодня часто называют чекистами.
        Вас не смущают такие параллели с ВЧК, которая создавалась как "карающий меч революции"?
        Александр Бортников: Совершенно не смущают. Слово "чекист" давно стало фигурой речи. Оно глубоко укоренилось не только в нашем профессиональном сленге, но и в принципе широко применяется в журналистской среде, в обществе в целом. Ну, и надо понимать, что деятельность нынешних органов безопасности не имеет ничего общего с "чрезвычайщиной" первых лет советской власти. Напомню, что Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров во главе с Ф. Дзержинским создавалась как временный орган с особыми полномочиями в условиях критического положения в стране, начала Гражданской войны и иностранной интервенции, паралича экономики, разгула бандитизма и терроризма, роста числа диверсий, усиления сепаратизма.
       Как Вы понимаете, чрезвычайность ситуации диктовала необходимость принятия чрезвычайных мер. На ВЧК были возложены задачи разведки, контрразведки, розыска, следствия и суда с правом применения смертной казни, позднее - защиты госграницы, охраны объектов правительства и первых лиц государства. Чекисты успешно выявляли и пресекали подрывную деятельность иностранных спецслужб, террористических, бандитских и белоэмигрантских организаций, а также участвовали в обеспечении продовольственной безопасности.
       Одновременно велась борьба с пережитком Гражданской войны - "красным бандитизмом" - произволом левацки настроенного партактива и сотрудников силовых структур, которые под прикрытием "революционной целесообразности" чинили неправомерные расправы, аресты и реквизиции. Принятыми жесткими мерами к 1923 году в целом удалось пресечь это преступное явление. Единая система органов безопасности во многом способствовала сохранению управляемости страной в условиях военного времени. В 1922 году ВЧК, выполнив свою миссию, была преобразована в Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, а в 1923-м - в связи с созданием СССР - в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) на правах общесоюзного наркомата. Перед ними стояли уже другие задачи - обеспечение безопасности и мирного развития молодого советского государства. Однако на десятилетия вперед за сотрудниками органов прочно закрепилось название чекисты. Иными словами, история, опыт и традиции, которые отражаются в этом наименовании, не ограничиваются только периодом существования ВЧК или, как Вы сказали, "карающего меча революции". Она гораздо шире. И открещиваться от слова "чекист" - это все равно что предавать забвению поколения наших предшественников.


                 Боевой отряд одной из губернских ЧК, примерно 1921 год. Фото: из архивов ФСБ РФ
       
       Тогда же, в 1920-е годы, органы госбезопасности приобрели первый опыт контрразведки и даже смогли переиграть опытных западных шпионов?
       Александр Бортников: Работа разворачивалась без необходимой профессиональной подготовки, опыт нарабатывался "с нуля". Первым значительным успехом советской контрразведки стало раскрытие в сентябре 1918 года "Заговора послов" стран Антанты под руководством главы дипмиссии Великобритании Р. Локкарта - дипломаты пытались организовать вооруженный мятеж в Москве и поддержать высадку английских интервентов в Архангельске. В 1919 году чекисты разоблачили британскую резидентуру в Петрограде и Москве во главе с офицером МИ-6, известным как "человек с сотней лиц", П. Дюксом. О значимости этой шпионской сети для Лондона свидетельствовал такой факт. Английское правительство включило требование денежной компенсации за арест и расстрел ряда участников "группы Дюкса" в "ультиматум Керзона" 1923 года, который резко обострил двусторонние отношения с СССР и даже поставил страны на грань войны.
       В середине 1920-х годов в результате длившихся несколько лет операций "Синдикат-2" и "Трест" чекисты пресекли подрывную деятельность широкого контрреволюционно-террористического подполья, завязанного на эмигрантские круги и иноспецслужбы. Одновременно была вскрыта и уничтожена вновь созданная британская агентурная сеть. Согласитесь, для молодой спецслужбы это были выдающиеся результаты.
       Но все-таки для многих органы ВЧК - ОГПУ - НКВД до сих пор ассоциируются прежде всего с репрессиями 1930-х годов. Неужели сами чекисты не понимали, в чем они участвовали?
      Александр Бортников: Вновь обратимся к реалиям тех лет. Версальский мир расценивался странами-победительницами лишь как временная передышка. Планы нападения на СССР разрабатывались ими еще с 20-х годов. Угроза надвигающейся войны требовала от советского государства концентрации всех ресурсов и предельного напряжения сил, скорейшего проведения индустриализации и коллективизации. Но общество еще не оправилось после Гражданской войны и разрухи. Мобилизация проходила очень болезненно. Жесткие методы государства породили неприятие у части советского общества.
       Даже внутри ОГПУ возник конфликт между председателем Г. Ягодой и его замом С. Мессингом, выступившим в 1931 году вместе с группой единомышленников против массовых арестов. В органах начались "чистки", которые еще больше усилились после убийства С. Кирова в декабре 1934 года. При малейших подозрениях в "неблагонадежности" квалифицированные сотрудники переводились на периферию, увольнялись или арестовывались. Их место занимали люди без опыта оперативной и следственной работы, но готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны "перегибы" в работе ОГПУ - НКВД на местах. Всего в 1933 - 1939 годах репрессиям подверглись 22 618 чекистов, в том числе первые советские контрразведчики А. Артузов, К. Звонарев и другие. Только в период так называемой ежовщины трижды произошло обновление руководящего состава контрразведывательного отдела Главного управления госбезопасности (ГУГБ) НКВД.
       В марте 1938 года ГУГБ было и вовсе ликвидировано. Безусловно, среди чекистов, которые, повторюсь, являлись плоть от плоти сложившегося в то время общества, были самые разные люди. Это и, к сожалению, приспособленцы, державшиеся принципа "цель оправдывает средства", но в то же время и те, кем двигали бескорыстные идейные мотивы. Последние, даже сами попав под репрессии, в большинстве своем не утратили веры в партию и лично И. Сталина.
       При Л. Берии часть из них была возвращена в органы безопасности. Так была ли реальная доказательственная база у этих "чисток"?
       Александр Бортников: Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы сторонников Л. Троцкого по смещению или даже ликвидации И. Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) - отнюдь не выдумка, так же как и связи заговорщиков с иноспецслужбами. Кроме того, большое количество фигурантов тех дел - это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд. Вместе с тем я не хочу никого обелять.
        Конкретные исполнители преступных деяний среди чекистов поименно известны, большая часть из них понесла заслуженное наказание после смещения и расстрела Ежова. Над ними также состоялся суд истории: в периоды массовой реабилитации 1950-х и конца 1980-х годов приговоры по их делам были признаны окончательными и не подлежащими пересмотру. Массовые политические репрессии закончились после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" от 17 ноября 1938 года. Назначенный на пост наркома внутренних дел Л. Берия восстановил ГУГБ НКВД и провел кадровые "чистки", изгнав карьеристов предыдущих призывов. Повысились требования к качеству следственной работы, что способствовало кратному сокращению приговоров к высшей мере наказания.
        Различные источники называют разные цифры репрессированных. У ФСБ есть точные данные?
        Александр Бортников: Еще в конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921 - 1953 гг. - 4 060 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 980, к ссылке и высылке - 765 180. Об этом говорят архивные материалы. Все другие цифры являются дискуссионными.
        А насколько органы безопасности владели информацией о готовящейся войне против СССР?
        Александр Бортников: В предвоенные годы первоочередное внимание было уделено пресечению разведывательно-диверсионной деятельности зарубежных спецслужб, прежде всего "стран оси" - Германии, Италии и Японии, готовивших нападение на СССР. В активной разработке находились спецслужбы Польши, Финляндии и государств Прибалтики, собиравшие информацию о советском военном и экономическом потенциале, при том, что руководство этих стран находилось в тесном контакте с Берлином. Под плотный контроль были поставлены все иностранные дипмиссии, с позиций которых велась разведывательно-подрывная деятельность. Как потом вспоминали иностранные дипломаты и кадровые разведчики, они не могли сделать ни шагу без сопровождения советской контрразведки. Был установлен строгий контрразведывательный режим на объектах промышленности и транспорта, благодаря которому удалось не допустить утечки сведений о новых промышленных предприятиях Урала и Сибири, численности воинских формирований РККА на Дальнем Востоке, а также о новейшей военной технике, в частности танке Т-34.
        Велись подбор и подготовка диверсионно-партизанских кадров на случай войны с гитлеровской Германией. К охране государственной границы все шире привлекалось местное население: только за 1940 год членами "бригад содействия" были задержаны 5176 нарушителей. Иными словами, Сталин знал о готовящейся агрессии?
        Александр Бортников: Конечно. Благодаря работе советской разведки и дешифровальной службы высшее руководство СССР ¬своевременно обеспечивалось информацией о процессах, происходивших в Западной Европе и на Дальнем Востоке, устремлениях "стран оси", а также усилиях Великобритании и США, подстрекавших Гитлера к военной экспансии на Восток. В частности, начиная с 1940 года стали поступать разведданные о масштабном передвижении воинских эшелонов к советской границе и сосредоточении там частей Вермахта. Разведка сообщала об ускоренном строительстве новых укреплений, аэродромов, складов и дорог, частичной или общей мобилизации местного населения, активизации немецкой агентуры в приграничье.
        Только с 18 по 22 июня 1941 года на минском направлении были задержаны и обезврежены 211 разведывательно-диверсионных групп и диверсантов-одиночек. Было зафиксировано повышение интенсивности радиообмена шифрованными сообщениями, получена информация об издании в Германии карманных немецко-украинских словарей для пехотных частей. Кроме того, были добыты ценные сведения о нежелании франкистской Испании и Турции объявлять войну СССР, а также заинтересованности Берлина в оперативной информации о контактах советского руководства с британцами и американцами.
        То есть в Кремле был известен и день нападения на Советский Союз?
        Александр Бортников: К сожалению, добываемые данные о конкретном дне нападения на СССР были противоречивы. Ряд источников не вызывал доверия И. Сталина, поскольку в предыдущие годы поступавшие от них сведения либо не всегда находили своего подтверждения, либо сильно запаздывали. При этом надо помнить, что советское руководство всерьез опасалось удара со стороны Великобритании и США. Особенно после "Мюнхенского сговора" и добытой нашей разведкой информации о совместном намерении Франции и Великобритании в 1940 году атаковать нефтедобывающую инфраструктуру СССР. Ситуацию усугубляла активная дезинформационная кампания Германии, стремившейся убедить Москву в том, что военная активность на советской границе призвана дезориентировать Великобританию, против которой якобы и готовилась агрессия.
        Тем не менее война началась. Насколько сами чекисты были готовы к ней?
        Александр Бортников: 22 июня 1941 года первый удар врага принял на себя личный состав пограничных частей, дислоцированных на западных участках госграницы. Некоторые заставы, уже попав в окружение, оказывали героическое сопротивление врагу от нескольких дней до целого месяца. Гарнизон одной только Брестской крепости продержался столько же, сколько и армии крупных военных держав того периода - Франции и Польши. С самого начала войны были мобилизованы все сотрудники органов безопасности. Они принимали участие в боевых действиях в составе 53 дивизий и 20 бригад НКВД, отдельных частей и пограничных войск. Только в битве за Москву сражались 4 дивизии, 2 бригады и истребительный авиаполк НКВД. Наши летчики совершили более 2 тысяч вылетов для прикрытия советских войск и отражения вражеских воздушных атак.
       Полк транспортной авиации НКВД выполнял полеты в осажденный Ленинград и обеспечивал спецсвязь Ставки ВГК со штабами фронтов и армий. В 1943 году в состав РККА была включена 70-тысячная армия войск НКВД, ставшая 70-й армией. Она прошла героический путь от Курской дуги до взятия Берлина. В условиях быстрого продвижения германских войск сотрудники госбезопасности сопровождали эвакуацию промышленных предприятий и обеспечивали их развертывание на новых местах. Ужесточался контрразведывательный режим на оборонных заводах и других стратегически важных предприятиях, которые должны были без перебоев работать и обеспечивать нужды фронта.
       К ноябрю 1942 года германская разведдеятельность в глубоком советском тылу была полностью парализована.
       Для чего понадобилось создавать знаменитые подразделения "Смерш"?
       Александр Бортников: После провала "блицкрига" германские спецслужбы - "Абвер" и РСХА - внесли в свою тактику серьезные изменения. Противник сделал ставку на "тотальный шпионаж" и массовую подготовку агентуры из числа лиц, оставшихся на оккупированных территориях, заключенных концлагерей, военнопленных и представителей эмигрантских кругов. Это потребовало иных подходов и в деятельности органов безопасности. В апреле 1943 года на базе Управления особых отделов (военной контрразведки) НКВД СССР были созданы два подразделения "Смерш" в рамках Наркоматов обороны и Военно-морского флота. Их возглавили В. Абакумов, который находился в прямом подчинении Верховного Главнокомандующего, и П. Гладков.     
       Мало кому известно, что в системе НКВД также действовал отдел контрразведки "Смерш" под руководством С. Юхимовича, который занимался оперативным обеспечением пограничных и внутренних войск, милиции и других вооруженных формирований Наркомата. За достаточно короткий срок при реализации "зафронтовых мероприятий" "смершевцам" удалось создать надежные оперативные позиции в германских армейских разведструктурах и школах подготовки агентуры, разоблачить многих вражеских диверсантов и перевербовать шпионов, наладить действенные каналы продвижения дезинформации и укрепить систему контрразведывательного обеспечения операций РККА. При этом немецким спецслужбам не удалось приобрести ни одного агента из числа сотрудников "Смерш", а также в штабах и иных органах военного управления. Благодаря блестящим контрразведывательным операциям "смершевцев", ни один стратегический план советского командования не стал достоянием противника.
       Накануне Курской битвы Вермахт оказался "слеп и глух", в то время как Ставка заблаговременно и в полном объеме обладала информацией о вражеских планах. Наш упреждающий удар 5 июля 1943 года стал для гитлеровцев полной неожиданностью. Аналогичные условия удалось создать перед прорывом блокады Ленинграда, проведением Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций.
        В 1943 году "Смерш" предотвратил покушение на генерал-полковника Л. Говорова, а в 1944 году - на И. Сталина. В октябре 1944 года в результате дерзкой операции по захвату здания гитлеровского разведцентра в Риге в руки военной контрразведки попала картотека немецкой агентуры, что позволило в дальнейшем выявить и разоблачить значительное число шпионов "Абвера". В 1945 году в Германии опергруппам "Смерш" удалось добыть ценные документы немецких правительственных органов и спецслужб - часть архивов РСХА, списки немецкой агентуры, заброшенной в прифронтовые районы СССР в 1942 - 1943 годах и другие. Кроме того, был задержан ряд высокопоставленных деятелей нацистского режима и карательных органов. Всего в период Великой Отечественной органами безопасности были арестованы за шпионаж в пользу Германии 15 976 человек, Японии - 433 человека, других разведок - 2204 человека. Особое внимание уделялось проведению фильтрационной работы. Был поставлен надежный заслон вражеским шпионам, выявлены тысячи предателей из числа нацистских пособников и карателей.
        Большой вклад в дело разгрома германской военной машины внесла советская разведка. Осуществление разведывательно-диверсионной деятельности, создание агентурных сетей на захваченных территориях, дезинформирование противника, организация партизанского движения были поручены 4 Управлению НКВД. В число его агентов входил легендарный разведчик Н. Кузнецов. Чекисты проводили сложные операции на стыке разведки и контрразведки, получившие название "радиоигры", в ходе которых добывались оперативные данные о планах германского командования и спецслужб, обезвреживались шпионы, изымалось большое количество оружия и боеприпасов. Кроме того, в НКВД была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) - прообраз современного спецназа. В рамках контрразведывательного обеспечения партизанского движения с января 1942 года начали создаваться оперативно-чекистские группы, которые нередко располагались непосредственно на крупных партизанских базах за линией фронта.
         В задачи оперработников входила координация разведывательно-диверсионной деятельности, оперативная проверка личного состава, оказание помощи в вопросах конспирации и разведки, ограждение от вражеской агентуры и связей с созданными нацистами лжепартизанскими группировками. Во многом благодаря слаженности действий контрразведчиков и партизан, активно поддержанных местным населением, партизанское движение приблизило Победу над врагом.
        После вступления Красной Армии на территорию государств Восточной Европы "зафронтовая работа" органов безопасности стала постепенно сворачиваться. На первый план выходили оперативные мероприятия по розыску нацистских преступников, пособников оккупантов и оставшейся агентуры противника. В западных областях СССР действовали многочисленные и хорошо вооруженные националистические бандформирования, ранее сотрудничавшие с гитлеровцами, а теперь плотно опекавшиеся американскими и британскими спецслужбами. Бандиты терроризировали население, совершали вооруженные вылазки, диверсии и убийства. Начиная с 1944 года в отношении крупных бандгрупп проводились чекистско-войсковые операции, которые можно сравнить с современными контртеррористическими операциями. Оперативной ликвидации лидеров националистов и рядовых боевиков способствовал созданный в кратчайшие сроки агентурный аппарат, состоявший из местных жителей.
       К середине 1950-х годов подполье в основном было ликвидировано. Однако розыск и предание суду военных преступников продолжились вплоть до конца 1980-х годов.


                       Торжественное собрание к 60-летию ВЧК-КГБ. Фото: из архивов ФСБ РФ

       По сути, война для сотрудников советских органов безопасности после Победы не закончилась?
       Александр Бортников: Несмотря на союзнические отношения во время Второй мировой, к ее окончанию геополитическое и идеологическое противостояние между Великобританией, США и СССР возобновилось. Еще в апреле 1945 года Объединенный штаб планирования британского военного командования начал разработку операции "Немыслимое" по нападению на СССР. Позднее "фултонская речь" У. Черчилля ознаменовала начало "холодной войны", а создание НАТО еще больше обострило ситуацию. США намеревались использовать против нашей страны испытанное в Хиросиме и Нагасаки атомное оружие. Были намечены десятки целей для бомбардировок. К сентябрю 1945 года насчитывалось 15 первоочередных и 66 второстепенных целей. Утвержденный в 1949 году план "Дропшот" предполагал развязывание натовской агрессии, которая должна была начаться бомбардировками 100 советских городов с использованием 300 ядерных боезарядов.
        Информация об этих планах, добытая по каналам агентурной и технической разведок, своевременно докладывалась лично Сталину.
        Но те же американцы все-таки опережали нас в ядерном проекте?
        Александр Бортников: Разведданные о ведущихся в фашистской Германии, Великобритании и США разработках атомного оружия поступали в Москву на протяжении всей войны. Старт советской ядерной программы был дан в 1942 году, хотя разработки в этой сфере велись с 1930-х годов. В августе 1945 года был создан Спецкомитет при Государственном комитете обороны для организации ускоренных работ по созданию атомного боезаряда ("Проблема № 1"), во главе с Наркомом внутренних дел Л. Берией. С марта 1946 года к задействованным в реализации "атомного проекта" институтам и лабораториям прикреплялись уполномоченные из числа опытных контрразведчиков.
        Эти офицеры были нужны для того, чтобы следить за учеными?
        Александр Бортников: Нет, у них были другие задачи. Они должны были всячески содействовать материально-техническому обеспечению научной деятельности, гарантировать режим секретности, организовать охрану объектов, ученых и конструкторов. Кроме того, разведка и контрразведка регулярно поставляли научным коллективам ценную информацию о зарубежных достижениях в атомной сфере, а также образцы соответствующей техники. Так при активном содействии органов безопасности ковался советский "ядерный щит". Иностранные, как сейчас принято говорить, "партнеры" вряд ли оставили успехи советских разведчиков без ответа? Александр Бортников: Созданному 15 марта 1946 года Министерству госбезопасности уже противостояло объединенное зарубежное разведсообщество во главе с США. В условиях "хрущевской оттепели" расширились политико-экономические и научно-культурные связи СССР со странами Запада, участились деловые и туристические поездки иностранцев в Союз, чем не замедлили воспользоваться иноспецслужбы.
        Так, в 1955 - 1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и туристов, посещавших различные симпозиумы и выставки, были установлены и взяты в оперативную разработку 40 лиц, принадлежавших к кадровому и агентурному аппарату иноспецслужб. В последующие годы их количество неуклонно росло. Часть из них была привлечена к уголовной ответственности, а часть - выдворена из страны. В шпионской деятельности против СССР стали все чаще применяться средства технической разведки. Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных, радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США.
        С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях. От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны. КГБ решал задачу по контрразведывательному обеспечению "закрытых городов", НИИ и производственных объединений, заводов, опытных баз, полигонов. Контрразведчики внедряли новые методы "легендирования" предприятий, маскировки проводимых работ, испытаний новейшего оборудования, перевозки военной техники, использования аппаратуры для установки радиоэлектронных и иных помех техническим разведсредствам противника, проведения операций дезинформации.
        Правда ли, что именно при Ю. Андропове был взят курс на большую открытость КГБ и результатов его деятельности для советского общества?
        Александр Бортников: Именно так. Необходимо было показать реальную роль наших сотрудников в деле обеспечения безопасности Родины. Появились многочисленные публикации в журналах, книги и кинофильмы о работе органов госбезопасности, в основу которых легли рассекреченные документальные материалы. В период его председательства органы безопасности добились серьезных успехов. Все шире стал внедряться системный подход в организации контрразведывательных мероприятий. Были существенно повышены профессиональный уровень кадрового состава, оперативный, аналитический и технический потенциал Ведомства. Более гибкими стали методы защиты основ государственного строя. Акцент сместился на предупредительно-профилактические мероприятия и меры административного воздействия. Однако полностью отказаться от жестких действий было невозможно. Теракты 1977 года в Москве, совершенные армянскими националистами, показали, что от призывов к антигосударственной деятельности до кровавого преступления всего лишь один шаг. Преступники были задержаны и приговорены к высшей мере наказания.
        В целом, системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. На основе оперативной информации в Комитете создавались учеты лиц, подозреваемых в террористических и экстремистских намерениях, а также связанных с преступными и радикальными группировками. В 1974 году была сформирована легендарная группа "А" 7-го Управления КГБ для проведения контртеррористических операций. Важным достижением Ю. Андропова стала борьба с коррупцией в органах власти и партийных структурах.
        В конце 1960 - 1970-х годах были проведены две крупные операции в Азербайджанской и Грузинской ССР, по результатам которых арестовали сотни партийных функционеров районного уровня. Однако вскрытые коррупционные связи, тянувшиеся в аппарат ЦК КПСС, не позволили реализовать многие добытые материалы. К примеру, после проведенного в присутствии Председателя КГБ допроса первого секретаря Куйбышевского райкома партии Москвы, арестованного за полуторамиллионную взятку, Л. Брежнев лично отчитал Ю. Андропова. Генсек указал, что задача Комитета состоит в охране партноменклатуры, а не в сборе компромата на нее. В этой ситуации сотрудники органов госбезопасности были вынуждены сконцентрироваться только на пресечении каналов незаконного обогащения партийной элиты. Был нанесен удар по "торговой мафии". Возглавив ЦК КПСС, Ю. Андропов провел "чистки" в партийных верхах. В Москве, УССР и КазССР были сменены до трети руководителей.
        После смерти Юрия Андропова в стране начались процессы, которые через несколько лет привели к развалу СССР. КГБ мог повлиять на этот процесс и сохранить страну?
        Александр Бортников: Пришедшая к власти команда реформаторов во главе с М. Горбачевым, несмотря на провозглашение "Перестройки", открытости и гласности, сохранила запрет на оперативную разработку представителей партийной элиты. ЦК КПСС не реагировал даже на информацию контрразведки о приобретении иностранными спецслужбами "агентов влияния" в союзных органах власти.
        "Агенты влияния" - это современный сленг?
        Александр Бортников: Нет, этот термин впервые был употреблен Ю. Андроповым еще в 1977 году в докладе для Политбюро "О враждебной деятельности ЦРУ США по разложению советского общества и дезорганизации социалистической экономики через агентуру влияния".
        Выходит, в конце 80-х партийное руководство перестало доверять КГБ?
        Александр Бортников: Скорее всего, считало это для себя не нужным и не важным. Направляемые в ЦК оперативные и аналитические материалы по целому ряду проблем оставались без внимания. А проблемы неуклонно нарастали: на фоне углублявшегося экономического кризиса усиливалось социальное и политическое недовольство среди населения, обострялись межэтнические и межрелигиозные противоречия, набирали силу сепаратистские тенденции. В различных регионах страны вспыхивали массовые бунты и погромы. Однако направлявшиеся в "горячие точки" подразделения КГБ и других силовых структур неизменно оказывались в западне: центральная власть не хотела брать на себя ответственность за подавление конфликтов, отдавала противоречивые приказы и в конечном итоге бросала сотрудников на произвол судьбы. Это привело к подрыву доверия "силовиков" к руководству страны. Можно сказать, что последний оплот защиты единого государства рухнул.
         То есть чекисты, несмотря на весь свой огромный ресурс и опыт, остались не у дел?
         Александр Бортников: К тому времени уже начался демонтаж КГБ СССР. В борьбе за власть партийные элиты союзных республик, подминая местные органы безопасности, рассчитывали укрепить собственные позиции и ослабить влияние Центра. В мае 1991 года было принято решение о создании КГБ РСФСР под предлогом того, что у России, в отличие от других союзных республик, не было своих органов безопасности, а в дальнейшем - о его преобразовании в Агентство федеральной безопасности. В распоряжение последнего стали переходить подразделения центрального аппарата союзного Комитета, который был упразднен к концу года. Началась череда трансформаций и переподчинений. Формально функции координации органов безопасности союзных республик стала выполнять Межреспубликанская служба безопасности.
        В самостоятельные ведомства были выделены внешняя разведка, пограничные войска, служба охраны, правительственная связь и некоторые другие. Большая часть подразделений вошла в Министерство безопасности, а затем в Федеральную службу контрразведки Российской Федерации. Удивительно, что в России на тот момент вообще осталась действующая система государственной безопасности. Александр Бортников: Понимая всю сложность положения страны, сотрудники прилагали максимум усилий для решения стоящих перед ними задач. При этом и российское руководство, столкнувшись с неуправляемым ростом центробежных тенденций в стране, грозивших гражданской войной и распадом Федерации, также пришло к выводу о необходимости восстановления полноценной системы безопасности.
        В апреле 1995 года была создана ФСБ России. На законодательном уровне были четко определены направления деятельности органов безопасности и закреплены гарантии государства по соблюдению прав и свобод граждан при реализации спецслужбами своих функций. Все это способствовало повышению эффективности оперативной работы. Только в 1995 - 1996 годах подразделения контрразведки выявили и взяли под оперативный контроль 400 кадровых сотрудников западных спецслужб, в том числе из государств бывшего соцлагеря, и 39 их агентов. Иностранные спецслужбы стремились получить доступ к секретным разработкам оборонно-промышленного комплекса, а также к информации о состоянии и потенциале Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение этой задачи зарубежным разведкам во многом облегчал рост количества "инициативников" из числа российских граждан, решившихся на предательство ради личного обогащения - госизмена была поставлена на рыночные рельсы.
         Значительный вклад в дело укрепления органов безопасности внес В.В. Путин, назначенный на пост Директора ФСБ России в июле 1998 года. В период его руководства была оптимизирована структура Ведомства, увеличено финансирование и заложена основа для глубокой модернизации материально-технической базы, что позволило с большей эффективностью решать оперативные задачи.
         В августе 1999 года Ведомство возглавил Н. Патрушев. В 2003 году в состав ФСБ России были включены Пограничная служба и ведущие подразделения ФАПСИ. Это в значительной степени обогатило специальный инструментарий обеспечения безопасности страны и в целом повысило системность и наступательность действий нашего Ведомства. Кроме того, информация о результатах работы Службы стала все чаще выходить в публичное пространство, что заложило основу для выстраивания конструктивного диалога органов безопасности с обществом.
        Начало двухтысячных запомнилось постоянными сообщениями о шпионских играх против России, хотя внешне была "перезагрузка" и дружба с теми же американцами. Или это была только видимость?
        Александр Бортников: Действительно, в то время большой общественный резонанс вызвали результаты работы нашей контрразведки. В 2000 году при получении от профессора МГТУ им. Баумана А. Бабкина секретных сведений о новейшей сверхскоростной подводной ракете "Шквал" задержан сотрудник РУМО США Э. Поуп. Его вина была доказана судом, но, исходя из принципа гуманности и учитывая состояние его здоровья, он был помилован Президентом России и выдворен из страны. В 2003 году вскрыта шпионская деятельность спецслужб США, которые разместили в железнодорожных контейнерах с грузами для нужд американских подразделений в Центральной Азии средства электронной разведки.
        А ведь разрешение на транзит этих составов по нашей территории было актом доброй воли российского руководства по отношению к Вашингтону. Мы выявили и изъяли более полутора сотен шпионских приборов. Дело завершилось международным скандалом и нотой протеста МИД России. В 2006 году после долгого изучения маршрутов передвижения по нашей столице британских дипломатов Э. Флеминга, К. Пирса, М. Доу и кадрового сотрудника МИ-6 П. Кромптона были обнаружены 2 электронных передатчика, замаскированных под камень и предназначенных для контактов с агентурой посредством беспроводной связи. Все четверо были выдворены из страны.
        Разоблачение британских шпионов после официальных заверений Лондона в том, что с 90-х годов он не ведет разведку в России, скомпрометировало Великобританию. Помимо этого, благодаря нашей работе достоянием общественности стали факты финансовой поддержки и координации деятельности ряда российских НКО со стороны МИ-6. Сегодня иностранные разведки стали меньше шпионить в России? Александр Бортников: Я бы так не сказал. Иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства. Естественно, это встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков.
        Так, с 2012 года по настоящее время были осуждены 137 кадровых сотрудников иноспецслужб и их агентов. Во взаимодействии с другими органами власти России прекращена работа 120 иностранных и международных неправительственных организаций, являющихся инструментом зарубежного разведсообщества. В результате мероприятий по защите сведений, составляющих гостайну, осуждены 140 человек.







                              Будни ведомственного спецназа. Фото: из архивов ФСБ РФ

       Как вы оцениваете уровень экстремистской и террористической опасности. И насколько спецслужбы готовы к отражению подобных угроз?
      Александр Бортников: Сегодня в России выстроена общегосударственная система противодействия терроризму. В ее функции входят профилактика и борьба с терроризмом, а также минимизация его последствий. С 2006 года успешно функционируют Национальный антитеррористический комитет и Федеральный оперативный штаб, в регионах созданы антитеррористические комиссии и оперативные штабы. Законодательно закреплена обязательность исполнения органами власти их решений. В результате принятых за последние 6 лет мер практически в 10 раз снизилось количество совершаемых в России преступлений террористической направленности.
      В 2017 году было предотвращено 23 теракта. Ведется профилактическая работа по недопущению радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, их вовлечения в террористическую деятельность. Осуществляются мероприятия по противодействию распространению идеологии терроризма. Пресечена деятельность свыше 300 структурных подразделений организаций террористической и экстремистской направленности. За последние 5 лет за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, осуждены более 9,5 тысячи человек. Из незаконного оборота изъято значительное количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Фактически полностью ликвидировано бандподполье на Северном Кавказе. Ведется работа по перекрытию каналов переброски боевиков международных террористических организаций из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и афгано-пакистанской зоне в Россию, а также выезда в эти регионы российских граждан.
       На сегодняшний день установлены порядка 4,5 тысячи россиян, которые отправились за рубеж для участия в боевых действиях на стороне террористов. За последние 2 года не допущен выезд более 200 человек. Проводятся фильтрационные мероприятия в миграционных потоках. За организацию каналов нелегальной миграции с 2012 года осуждены более 1 тысячи человек. Сейчас в ряду приоритетов - вскрытие "спящих ячеек" террористических и экстремистских организаций, а также противодействие боевикам-одиночкам, атаки которых в последнее время произошли уже во многих государствах.
       Владимир Путин на Коллегии ФСБ поблагодарил сотрудников за успешную работу в Сирии. Можно приоткрыть секрет, за что была объявлена эта благодарность? Александр Бортников: Органы военной контрразведки обеспечивают безопасность российской группировки войск на аэродроме Хмеймим. Терактов и нападений не допущено. Благодаря добытой нашими оперработниками развединформации успешно проведено большое количество специальных и войсковых операций.
       Насколько серьезная опасность исходит сегодня со стороны нашего ближайшего соседа - Украины?
       Александр Бортников: Мы уделяем повышенное внимание выстраиванию надежного заслона угрозам со стороны нынешней Украины. Принимаются меры по пресечению координируемой Западом диверсионно-подрывной и террористической деятельности ее спецслужб, а также блокированию попыток украинских националистов и экстремистов установить связи с единомышленниками в России и вести деструктивную работу в украинской диаспоре. Так, в 2016 - 2017 годах в Крыму нейтрализованы 3 диверсионно-террористические группы СБУ и ГУР Минобороны Украины. В 2016 году в Ростовской области задержаны члены "Правого сектора", готовившие теракты в российских регионах.
       Вскрыты попытки СБУ наладить каналы наркотрафика в Россию.
       Крупные коррупционные расследования последних лет стали возможны благодаря оперативной разработке ФСБ, не так ли?
       Александр Бортников: Начну с того, что в сфере обеспечения экономической безопасности за 5 лет предотвращено нанесение ущерба государству на сумму более 900 млрд рублей. По нашим материалам за преступления экономической, в том числе коррупционной направленности осуждены почти 13 тысяч человек. Среди них чиновники федерального уровня, представители губернаторского корпуса, руководители ряда министерств и ведомств, госкорпораций, предприятий и учреждений. Несмотря на сложность и длительность сбора доказательственной базы, необходимость распутывания многоуровневых схем незаконного обогащения под серьезным административным давлением со стороны подозреваемых, эта работа будет продолжена, невзирая на чины и звания. Ведется борьба с организованной преступностью. С 2012 года пресечена деятельность порядка 300 криминальных сообществ, возглавляемых в том числе высокопоставленными должностными лицами. За контрабанду осуждены 326 человек. Из незаконного оборота изъято около 23 тонн наркотических средств и психотропных веществ, к уголовной ответственности привлечены более 7 тысяч наркоторговцев.
      Есть крылатое выражение "граница на замке". Актуально ли оно сейчас?
      Александр Бортников: Безусловно. В настоящее время Пограничная служба в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями ФСБ России и органами военной контрразведки эффективно противодействует всему спектру угроз безопасности нашей страны. За 5 лет пограничники задержали более 25 тысяч нарушителей госграницы. Осуждены 10 тысяч. Принимается комплекс мер по пресечению нелегального оборота водных биологических ресурсов, прежде всего в Тихоокеанском и Каспийском регионах. В числе приоритетов - укрепление российских рубежей в Арктике и участков границы с Украиной.
      А насколько защищено российское киберпространство? Удалось обнаружить источники массовых хакерских атак на государственные интернет-ресурсы, которые были весной? Вообще, подобные атаки - это редкость или они идут постоянно?
      Александр Бортников: За последние годы обеспечение информационной безопасности нашей страны выведено на качественно новый уровень. С 2013 года при головной роли ФСБ России последовательно наращивает потенциал Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России - ГосСОПКА. К ней планомерно подключаются компьютерные сети российских министерств и ведомств, госкорпораций и ведущих банковских структур. Свою эффективность ГосСОПКА доказала во время массированных распределенных атак в 2016 году и масштабного вирусного заражения в мае 2017 года, не допустив нанесения ущерба подключенным к ней ресурсам.
      В целом, ежегодно пресекаются десятки миллионов целенаправленных воздействий на официальные сайты и информационные системы органов госвласти, в том числе на официальное интернет-представительство Президента России. За преступления, совершенные с использованием компьютерных технологий, с 2012 года осуждены 358 человек. Временами в СМИ можно увидеть технику ФСБ, буквально поражающую воображение. Насколько она эффективна в полевых условиях? Александр Бортников: Мы, безусловно, уделяем повышенное внимание укреплению научно-технического и боевого потенциала органов безопасности. Это залог эффективности всей нашей работы.
       Продолжается ввод в эксплуатацию разработанных ведомственными специалистами новейших образцов вооружения и специальных технических средств, не имеющих аналогов в мире. Создается перспективное поколение беспилотных летательных аппаратов, систем управления наземными и воздушными роботизированными комплексами, а также бронированных транспортно-боевых машин с повышенной проходимостью, скоростью и защищенностью. Современная техника существенно расширила возможности спецподразделений, пограничных органов, авиации и криминалистического обеспечения оперативно-разыскной и следственной деятельности.     
       Сказалось ли общее охлаждение отношений России с Западом на взаимодействии ФСБ с иностранными партнерами? У нас продолжаются контакты по обмену информацией с США и спецслужбами других стран?
       Александр Бортников: Уверяю Вас, несмотря ни на что, наше международное сотрудничество развивается достаточно успешно. Сейчас ФСБ России поддерживает официальные контакты с 205 спецслужбами и правоохранительными органами из 104 стран, в том числе с 56 пограничными структурами 48 государств. Сотрудничество с коллегами осуществляется как в двустороннем формате, так и на многосторонних площадках. Итоги работы Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России ежегодно доводятся на брифингах Контртеррористического комитета Совбеза ООН. Плодотворно функционируют: Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ, Антитеррористический центр Содружества и Региональная антитеррористическая структура ШОС.
       Партнеры хорошо понимают, что политические трения не снимают с повестки дня такие острые проблемы, как международный терроризм, транснациональная оргпреступность и криминализация информационной среды - эти угрозы требуют системного противодействия со стороны широкого круга компетентных структур. При этом в ходе нашей совместной работы все реже звучит "голая риторика" и все чаще решаются конкретные вопросы. Совместно с партнерами обеспечена безопасность состоявшихся в России крупных международных мероприятий: Универсиады-2013 в Казани, Олимпиады-2014 в Сочи, Кубка конфедераций-2017, а также различных политических и экономических форумов высокого уровня. Со своей стороны мы тоже оказываем коллегам всестороннюю помощь.
       Нарабатываемый опыт взаимодействия будет использован при обеспечении безопасности предстоящих в нашей стране важных международных мероприятий, прежде всего предстоящего в России Чемпионата мира по футболу.
       В последнее время ФСБ ведет активную нормотворческую деятельность. Какие новации в данной сфере Вы могли бы особо отметить?
       Александр Бортников: Направления и перспективы ведомственного нормотворчества определяются с учетом международной и внутриполитической обстановки, а также на основе анализа правоприменительной практики. По нашей инициативе введен институт официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, отнесенных к подследственности органов безопасности. Приняты новые статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за пособничество в совершении захвата заложников и создании незаконного вооруженного формирования, а также за участие в НВФ, действующем на территории иностранного государства. Ограничены возможности для пропаганды террора и финансирования бандгрупп с использованием интернет-технологий. К террористам перестали применяться сроки давности привлечения к ответственности, а также институты условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. Установлена уголовная ответственность за несообщение о готовящемся или совершенном теракте, за некоторые преступления снижен возраст применения наказания до 14 лет. Расширен перечень сведений, составляющих гостайну. Введена процедура признания Минюстом России деятельности иностранных и международных неправительственных организаций в нашей стране нежелательной в случае, если она представляет угрозу безопасности.
       На законодательном уровне урегулированы вопросы защиты ключевых отраслей экономики от компьютерных атак, уточнены обязанности операторов связи и особенности госконтроля в области информационной безопасности.
       Вы решаете такой широкий круг задач. Личный состав должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки...
       Александр Бортников: Совершенно верно. Одним из приоритетов Ведомства является обязательное и непрерывное профессиональное развитие кадров, постоянное совершенствование возможностей системы ведомственного образования на основе современных методик и технологий. Интеграция образовательного процесса с наукой и практикой обеспечивает эффективное использование потенциала наших вузов и прикладную направленность обучения. Сейчас в системе ФСБ России функционируют 2 академии, 11 институтов и кадетский корпус. В целом, обучение ведется по 70 направлениям и специальностям.
       Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы патриотически ориентированная молодежь пополнила ряды слушателей наших ведомственных вузов и впоследствии посвятила свою жизнь делу обеспечения безопасности нашей Родины. Не праздничная тема, но все же... При выполнении боевых заданий ФСБ несет потери? Александр Бортников: К сожалению, да. Мы свято чтим память наших товарищей, погибших при исполнении служебного долга. Имена героев навечно вносятся в списки личного состава органов безопасности, присваиваются учебным заведениям, улицам и проспектам, пограничным подразделениям и кораблям, в их честь устанавливаются памятники, обелиски и мемориальные доски. Оказывается всесторонняя помощь семьям погибших, решаются жилищные проблемы, предоставляется медицинское и санаторно-курортное обеспечение. Особое внимание уделяется детям. Для несовершеннолетних устанавливаются ежемесячные стипендии и пособия. Мы помогаем им получить полноценное образование, решаем вопросы трудоустройства. Многие впоследствии зачисляются на службу в органы безопасности. Социальная поддержка оказывается и ветеранам Службы.
        Кроме того, наше Ведомство активно использует их профессиональный опыт и знания для совершенствования методов служебной деятельности, поиска путей решения сложных проблем и обеспечения преемственности поколений работников органов безопасности. Ветераны активно участвуют в издании книг и учебных пособий, организации торжественных и мемориальных мероприятий, подготовке документальных и художественных фильмов.
        А как ФСБ выстраивает отношения с обществом?
        Александр Бортников: Эффективным инструментом контроля деятельности органов безопасности в части соблюдения конституционных прав и свобод граждан уже на протяжении 10 лет является Общественный совет при ФСБ России, в состав которого входят авторитетные представители экспертного и предпринимательского сообщества, деятели науки, культуры и искусства. Он успешно решает самый широкий круг задач: от общественной экспертизы разрабатываемых нашим Ведомством проектов правовых актов до рассмотрения многочисленных обращений граждан. Выпускаемый Советом журнал "ФСБ: за и против" публикует эксклюзивные материалы о развитии органов безопасности, помогает аудитории объективно взглянуть на различные страницы истории отечественных спецслужб и аргументированно противостоять попыткам их дискредитации, вносит серьёзный вклад в противодействие фальсификации истории России.
       Как Вы считаете, общество сейчас стало больше доверять сотрудникам спецслужб?
       Александр Бортников: В целом, обеспечение безопасности страны - сложный и многогранный процесс. Он требует не только мобилизации сил и средств спецслужб, но и всего госаппарата, а также всестороннего содействия граждан. В противном случае государство не может быть гарантированно защищено от внешних и внутренних угроз, а в кризисной ситуации - от кровавых междоусобных конфликтов и полного разрушения. Так было в период распада Российской империи. То же самое повторилось на сломе советской эпохи. Отечественные органы безопасности, пройдя трудный путь, извлекли из истории важные уроки.
       Сейчас ФСБ России свободна от политического влияния и не обслуживает какие-либо партийные или групповые интересы. Выстраивает свою работу на основе Конституции России и федерального законодательства. Действует в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства. Результаты нашей работы высоко оцениваются Президентом России и с каждым годом находят все более широкую поддержку граждан. Доверие общества и руководства страны возлагает на органы безопасности повышенную ответственность. Нынешнее поколение сотрудников грамотно использует весь накопленный предшественниками положительный опыт оперативной работы, развивает его и привносит собственные новации. В дальнейшем он будет передан новой смене, что обеспечит непрерывность процесса совершенствования деятельности нашего Ведомства.
       От всей души поздравляю личный состав и наших ветеранов со 100-летием со дня образования отечественных органов безопасности и желаю всем крепкого здоровья, успехов в службе и благополучия в семье.