Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/
Печать

Проблемы государственного управления

Автор: Тимченко Сергей Иванович. Опубликовано в НОВОСТИ

      Данная статья, посвященная анализу проблем, стоящим перед любым управленцем от уровня глобального до местного. С чего взяться за управление? Кто его может осуществлять? Каким образом?
      Об этом мы поговорим в статье, потому что этот вопрос актуален для управленцев, тех, кто планирует управлять, учится это делать, а также для широкого круга читателей, кто интересуется данной темой.
      Для того, чтобы понять суть проводимой политики — не обязательно делать большой анализ, достаточно просто внимательно посмотреть на то, что говорит и делает руководство достаточно высокого уровня. В этом смысле очень показательно интервью нового губернатора Карелии: — «Я вообще не собираюсь заниматься политикой, как таковой. Я буду заниматься экономикой и социальной сферой».
      Народная мудрость гласит: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами или уже занимается».
      Если на протяжении длительного времени нет разрушительного воздействия массовых стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, войн, а экономика (даже при наличии собственной энергетической и сырьевой базы) на протяжении многих лет, а то и десятилетий, не удовлетворяет демографически обусловленные потребности населения и не в состоянии развиваться и наращивать год от года уровень обеспеченности потребностей людей, то, прежде всего, необходимо задуматься не об экономике и социальной сфере, а о политике, проводимой государством, следствием которой являются экономика и социальная сфера, иначе это будет борьба со следствиями, столь популярная в России и за рубежом.
      Начнём с самообразования…
      Каждый взрослый человек приходит к тому или иному этапу жизни со сложившимся мировоззрением и миропониманием. «Не научился Ванечкой, Иван Иванычем не научишься» — гласит старая русская пословица, которая намекает на то, что пересматривать во взрослом возрасте свои стереотипы крайне сложно, а для многих — просто невозможно. В сфере управления это означает, что управленцы, которых последние десятилетия пичкали всевозможным вздором в школе и ВУЗах — в сущности управлять не умеют — чему примером то, что они не могут обеспечить на протяжении последних трёх десятилетий качество управления на уровне сопоставимом хотя бы с восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны в течение нескольких лет, не говоря о более высоком качестве, и это при том, что нет войны, а кадровый, производственно-энергетический, ресурсный потенциал несоизмеримо выше, чем в те годы.

      Конечно, мало кто из губернаторов или управленцев с этим согласится: «уж я то умею управлять!» или как сказал Александр Сергеевич Пушкин:
«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны…»
       Тем не менее, практика показывает обратное, несмотря на все декларации губернаторов и федеральных руководителей, успешных примеров вывода региона и страны в целом на необходимое качество управления — нет. Более того ни на уровне региона, ни на уровне страны — до сих пор не определились с целями (к вопросу о политике), хотя уже давно пора.
      Текущие цели метрологически несостоятельны и никак не характеризуют развитие государства, а, как известно, кораблю, не знающему конечной гавани, не бывает попутного ветра. Итак, первое, что должен иметь руководитель региона — адекватное жизни образование.
        Однако получить его негде, поскольку в стране не существует такого ВУЗа или спецшколы для подготовки губернаторов, нет её и за рубежом. Лекции, читаемые Сбербанком и подобного рода заведениями, не более чем профанация и ширма для толпы. В прошлые 
      


эпохи правители собирали при своих дворах мудрецов, учёных, людей искусства, суфиев, среди которых правитель выступал на равных и прислушивался к их совету. Получалась неплохая по тем временам команда, зачастую соответствующая уровню решаемых задач, благодаря чему обеспечивалось на время правления устойчивость управления, но со сменой правителя государства, как правило, управление рушилось.
      И поэтому первый тест для губернатора — готов ли он учиться сам и входить в беседу как равный среди равных. Если он привержен в своем мировоззрении принципу «я начальник — ты дурак», результат его непродолжительного правления вполне ясен. То же касается и погруженности в суету, если у руководителя нет времени для самообразования и ежедневного чтения, а он занят осмотром заборов, уборкой мусора, осмотром домов или другими вопросами не губернаторского уровня (в то время, как вопросы, которые должен решать губернатор, никто не решает, ибо нет понимания — ну не В. Путин же будет ездить и оплеухи губернаторам раздавать?) — то приговор он вынес сам себе.
      Чему учиться? Главе региона, как и любому управленцу, необходимо знание методологии. Для чего она нужна? Главная функция методологии — выявление проблем и нахождение путей их решения. То есть методология необходима для решения задачи об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости поведения под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления. Именно владение методологией позволяет самостоятельно выявлять процессы и сценарии протекающие в обществе и самостоятельно выстраивать политику по принципу «кто знает — тот поймёт, а кто не знает — тому и понимать нечего».
     Незнание методологии означает автоматическое вписание в чужую политику по принципу «каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше». Главная функция методологии — выявление проблем и нахождение путей их решения.
     Но у методологии есть ещё одна важная функция: она может быть инструментом манипулирования методологически безграмотными массами людей. Если методологическая культура недостаточно широко распространена в обществе, то её немногочисленные носители порождают идеологию, которую методологически безграмотное общество может принять, а может отвергнуть. Если оно приняло идеологию и идеология более или менее адекватна жизни, то с помощью идеологии общество преодолевает кризис.
      Так Россия к середине 1930-х гг. преодолела кризис, созданный Романовыми к началу ХХ века. Но всё, что в идеологии, внедрённой таким образом в методологически безграмотное общество, неадекватно жизни изначально, или обретает качество неадекватности вследствие исторического развития человечества и этого общества, — становится генератором новых проблем, решение которых на основе прежней идеологии невозможно.
      Примеров тому — много, в том числе и в истории нашей страны:
      • неспособность династии Романовых выявлять и решать проблемы на основе своей тупой приверженности православной идеологии «рабы, повинуйтесь господам…»;
      • неспособность общества СССР на основе идеологии марксизма-ленинизма выявить и разрешить накопившиеся к началу 1980 х гг. проблемы;
      • неспособность постсоветской власти решить проблемы на основе импортированной либерально-буржуазной идеологии;
      • во всех случаях идеологии, утратившие адекватность жизни, сами становились проблемами, которые общества должны были выявить и преодолеть.
      Поэтому в идеале — достижение всеобщей методологической грамотности общества, чтобы общество заблаговременно и без потрясений освобождалось от власти идей, утративших адекватность, и воплощало в жизнь идеи адекватные непрестанно текущему развитию человечества. При всеобщей методологической грамотности исключена ситуация зависимости большинства от методологически вооружённого меньшинства, представители которого способны искренне в чём-то ошибаться, а в чём-то и злоупотреблять своим монополизмом.
      Наиболее благоприятные условия для этого есть сегодня в России. Следовательно, сегодня обстановка такова, что вне зависимости от того: воспринимает ли политическое руководство новую методологию в виде достаточно общей теории управления и теории познания и творчества или нет, но эта методология неизбежно будет востребована обществом. Причина проста — общество устало от лжи политиков, от лжи как умышленной, так и проистекающей из невежества. А единственная защита от пленения ложью — личностная методологическая культура, в том числе и самих политиков, если они не хотят быть баранами, которых ведут на убой на благо чужих интересов.
      Важный элемент - команда 
      Если глава региона освоит методологию, а пока таких примеров крайне мало, то следующий вопрос встает — кто поддержит его политику? Если управленческий корпус составляют люди нравственно порочные и плохие профессионалы, то возглавь государственность хоть сам Христос — этот управленческий корпус извратит и опошлит самую что ни на есть благую политическую стратегию и при этом будет выть и ныть, что глава — сам мерзавец и мешает им работать, требуя от них невозможного или недопустимо вредного.
      Однако при соотнесении с реальной жизнью выяснится, что требуемое от них невозможно не потому, что оно объективно невозможно или вредоносно, а оно невозможно единственно вследствие их низкого профессионализма и неприемлемости для нравственно порочных представителей управленческого корпуса требуемого руководителем, если его политика выражает реальные интересы общества. То есть вопрос о возможностях политики в его предметном рассмотрении всегда приводит к вопросу о том, в чём именно выражается праведность в сложившихся исторических обстоятельствах и приемлема ли праведная политика управленческому корпусу и остальному обществу.
      Иными словами, всякий народ находится под властью того режима, который несколько лучше (благодаря Богу), чем тот, который мог бы быть (если бы у власти оказались многие из тех, кому это не удалось по независящим от них обстоятельствам). Однако, чтобы выгнать из государственных структур действительно плохих чиновников, а рвачей и мошенников лишить возможности вести бизнес в частном и криминальном секторах экономики, само общество прежде того должно воспитать лучшую по нравственно-этическим и профессионально- деловым качествам замену порицаемому им исторически сложившемуся корпусу управленцев. Понятно, что воспитание замены — процесс длительный. Но те, кто не понимает этого, всё-таки должны знать что, разогнать сложившийся аппарат управления, не взрастив ему замены, по существу означает — ввергнуть общество в бедствия.
      Это означает, что новому губернатору, если он хочет предъявить новое качество управления обществу, и доказать президенту, что состоятелен как управленец, ему необходимо собрать методологически грамотную команду. Принцип, по которому действовали губернаторы ранее — собрать лояльных людей со связями и профессионалов старой логики поведения, но методологически безграмотных — сегодня уже не работает. Пришла новая эпоха, требующая куда более высокого качества управления.
      Действительно процесс освоения управленческой грамотности требует времени, но действующий губернатор пришёл не на пустое место. В той же Карелии был запущен и действует Информационно-аналитический центр, который теперь работает не только в Карелии, но и ряде других регионов. Прежний Глава Карелии оказал содействие в осуществлении работы со специалистами и молодёжью по всему региону. В том числе он поддержал проект создания общероссийского центра подготовки управленцев в Карелии, который был представлен В.В. Путину и одобрен им, но не был реализован. Во многом политическая карьера нового губернатора будет зависеть от того, будет ли он реализовывать в жизнь русский проект глобализации, либо будет осуществлять противостоящую ему западную концепцию управления.
      Историческая справка
      Россия вступила на новый этап своего развития. Он характеризуется как внешними вызовами: активным противодействием становлению влияния России, ожиданием от многих стран возвращения России — как державы глобального уровня; так и внутренними вызовами: необходимостью повышения уровня жизни населения и модернизации народного хозяйства, а, значит, последовательного повышения качества управления. Подобные этапы наша страна уже проходила в своем развитии. Для их успешного прохождения всегда требовалась подготовка принципиально новой кадровой базы. Одним из наиболее ярких примеров решения данной проблемы является создание в 1811 году Царскосельского Лицея по указу императора Александра Первого — учебного заведения принципиально нового типа для подготовки просвещенных чиновников высших рангов. Благодаря данному решению страна получила плеяду талантливых управленцев высшего уровня, таких как: А.М. Горчаков, М.А. Корф, Д.Н. Маслов, Ф.Ф. Матюшкин, А.С. Пушкин, Ф.Х. Стевен и другие.
       Ещё одним примером решения кадровой проблемы является проведение в жизнь советским правительством после 1917 года



программы ликвидации безграмотности, в рамках которой удалось не только сделать население полностью грамотным, но и подготовить мощный управленческий кадровый резерв, базой для которого стало всё общество, то есть тем самым была повышена устойчивость управления.
      Сегодня в быстро меняющихся информационных условиях со стороны общества резко вырос запрос на получение управленчески значимой информации, в условиях отсутствия оперативной реакции на произошедшие изменения со стороны системы образования главную образовательную роль начинает играть сеть интернет. Однако ни высшие учебные заведения, ни сеть интернет пока не в состоянии дать необходимое управленческое образование, в частности по таким дисциплинам как: социология, экономика и управление, важность которых была подчеркнута Президентом В.В.Путиным в программной статье 2012 года, посвященной строительству справедливости.
      Методологическая культура в обществе В условиях информационного перехода от общества управления (в котором управленческие функции на себе несли узкие элитарные группы) к обществу самоуправления (когда управленческие функции перераспределяются между всеми членами общества) задача обретения методологической грамотности становится важнейшей. Именно поэтому как в масштабах региона, так и масштабах всей Россий требуется создание программы ликвидации управленческой безграмотности. То есть управленчески состоятельным должен быть любой человек, его представления об окружающем мироздании так и действия должны быть адекватны жизни.
     Именно это знание не даёт ни текущая система образования, ни академия наук. В условиях тотальной безграмотности общества — жизнь управленца, да ещё и без команды, подобна существованию белки в колесе: утром увезли на работу, вечером привезли с работы, и на практике ты ничего не решаешь. Тогда встаёт вопрос — кто решает? Решает все общество. Потому что страна подобна самолёту, летящему на автопилоте стереотипов людей, тот, кто контролирует эти стереотипы, тот и управляет, а уж никак не губернатор или чиновник другого ранга, к их объективному разочарованию.
     Таким образом, повышение методологической культуры жизненно необходимо: как для самого общества, с целью повышения качества управления и уровня жизни, так и для губернатора, которому в обратном случае будет подписан политический приговор, и он останется в истории как очередной неудачник, коих уже до него прошла вереница.