Испытание или предупреждение

Артём Караваев
Испытание или предупреждение?
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. — Козьма Прутков
Нашу жизнь сопровождает такое важное явление как «язык жизненных обстоятельств». В процессе своей жизни человек оказывается в разных обстоятельствах, которые соответствуют его нравственному состоянию и смыслу его желаний или намерений. Попадание в такие обстоятельства можно рассматривать как язык, с помощью которого человеку «сообщают» о правильности или неправильного его пути: подтверждают правоту или указывают на ошибки.
Но кто «сообщает»? Верующему человеку можно сказать, что сообщения эти делает Бог, человеку с воззрениями агностика можно сказать, что некая непознаваемая сила может таким образом вмешиваться в жизнь людей… и кто-то из них даже не станет этого отрицать. Материалисту может потребоваться более сложное объяснение с научных позиций, но и такое можно предложить, хотя это и гораздо труднее.
Каждый человек при желании имеет возможность убедиться в существовании такого языка и интерпретировать его по-своему, поэтому цель данной статьи – не доказывать наличие языка жизненных обстоятельств, а объяснить разницу между двумя принципиально разными видами сообщений, передаваемых на нём человеку. Есть обстоятельства, призванные научить человека новым навыкам в процессе их преодоления, а есть обстоятельства, призванные ограничить человека от совершения ошибки или исправить направление его развития.
Первые мы будем называть испытаниями, а вторые предупреждениями. Внешне их отличить очень трудно, потому что и те, и другие (как это кажется внешне) ограничивают человека и мешают ему что-то сделать напрямую. Так в чём же принципиальная разница? В последнее время я часто слышу этот вопрос и сейчас выскажу своё субъективное мнение на этот счёт. (Ещё раз: я выражу своё субъективное мнение. Оно может не совпадать с вашим не только потому, что у нас разный жизненный опыт, но и потому, что сам язык жизненных обстоятельств сугубо индивидуален и какие-либо явления для одного человека могут означать совершенно иное для другого).

Так как же их различать? Ответ и прост, и сложен одновременно. Прост, потому что он вытекает из определения ситуации, а сложен, потому что он не является «волшебной кнопкой», на которую можно нажать и на волшебном экране сразу будет виден ответ. Кроме того, знание правильного ответа не даст вам сразу умение «на лету» делать необходимые различия. Не верите? Давайте проверим. Вот он, правильный ответ. Испытание – это обстоятельство, смысл появления которого в вашей жизни состоит в том, чтобы воспитать в вас некоторое полезное качество, необходимое для достижения поставленной вами цели, а предупреждение – это обстоятельство, смысл появления которого в вашей жизни состоит в том, чтобы увести вас в сторону от вашей исходной цели. Из этих определений следует: если возникшее перед вами препятствие требует воспитания полезного качества и выясняется, что такое качество необходимо для достижение вашей цели, то это испытание, а если возникшее перед вами препятствие указывает на ошибочной вашей цели, то это предупреждение.
Как видите, всё очень просто в теории… да не так оно просто на практике. Чтобы понять, нужно подумать. И, важно, сама необходимость усиленного мышления для определения разницы между испытанием и предупреждением является частью самой проблемы, с которой столкнулся человек. Осмысление ситуации – это целенаправленный процесс, который является неизбежной частью самой ситуации. Это ключевое свойство является важной частью любых социальных процессов… Итак, вот вы уже смирились с тем, что «подумать» – это часть решения любой проблемы. И иногда о проблеме действительно нужно лишь подумать, даже не делая ничего сверх этого – и она будет решена. Завершив лирическое отступление в этом абзаце, перехожу к делу. Как можно интерпретировать определение? Итак, вы хотите чего-то, но жизненные обстоятельства ставят перед вами препятствие. Первое, на что следует смотреть – ваша цель. Раз препятствие возникло, значит, возможно, вы плохо видите цель. Нужно полностью и чётко сформулировать свою цель, то есть то, чего вы хотите добиться и, главное, зачем.
Иногда цель не одна, а есть вектор целей, в данном случае это не важно, а важно хорошо представлять себе: ЧТО вы хотите и ЗАЧЕМ. Оказывается, что далеко не так просто понять себя самого и большинство современных людей часто не знают о том, что они делают и зачем, они обманывают себя и сами верят в этот обман, не желая признаваться в том, чего хотят на самом деле. Особенно опасна здесь так называемая «рационализация» своих поступков: когда человек знает (или догадывается), что делает глупость, но очень и очень хорошо обосновал своё право делать её. Например, какой-нибудь потребитель очень хочет iPhone, ему страшно хочется купить его и обладать им, не смотря на то, что рынок предлагает в 3, 4 и даже 10 раз более дешёвые варианты мобильных устройств. Зная это, зная и то, что деньги можно потратить с большей пользой, человек начинает придумывать рационализацию своего желания: там есть эксклюзивные iOS-приложения (хотя аналоги всех этих «фишек» есть и на других смартфонах, а многое из этой «кухни» не нужно вообще в принципе), что такой телефон делает человека уникальным (это уже не так, так как подобная игрушка есть у многих, отчего оригинальность теряется)…
В общем, причин можно отыскать много (даже слышал такую чушь, как «яблочко на задней панели красивое»). Сути это не меняет – человек просто обманывает себя, он хочет вещь по другой причине, но не называет её (есть забавное видео (3,5 минуты) на эту тему: на английском и на русском, но с матами). Я тоже не буду её называть, сами догадайтесь. Другой пример: человеку нужна новая машина, а то старая уже 3 года откатала, гарантия закончилась, «что-то там барахлит» и «двигатель перестал тянуть» и т. д. Причина же в другом, тоже сами подумайте.
Нет, я вовсе не говорю о том, что в редких случаях причина действительно обоснована, но в большинстве случаев это дешёвая рационализация и самообман. Итак, остальные примеры рационализации придумайте сами – я гарантирую, что в вашей жизни они есть. Зачем я рассказал про рационализацию? Затем, что это одна из причин, по которой человек не может правильно определить цель и мотив своего же собственного поведения и почему он часто делает то, что не имеет разумного смысла. Человеку нужно свою цель понимать ясно и с полной уверенностью. Если человек хочет iPhone потому, что «у всех подружек уже такой» и «так я буду больше похожа на элитную девочку», то он должен так и формулировать ответ на вопрос «зачем?». Если человек хочет новую машину вместо старой потому что «запарился я с этим ведром с гвоздями» или «столько мелких поломок уже накопилось, что проще продать и купить новую», то именно так и нужно формулировать мысль. Правильно объяснить свой собственный мотив – это большая проблема, но если не сделать этого, вы не поймёте разницу между испытанием и предупреждением.
Далее, допустим, вы научились грамотно видеть цель и честно объяснять самому себе свою мотивацию. Второй шаг – определить степень согласованности вашей цели и цели вашего существования. Да, это кажется жестокой шуткой, но это не шутка, а вполне реальное правило. Цель жизни любого человека (кратко): развитие себя и окружающего мира. Верующему проще понять иную трактовку (смысл тот же): быть наместником Бога на Земле. Материалисту будет проще выразить данную мысль через объективную необходимость материи в самопознании и через тот факт, что человеческий прогресс на Земле – это один из шагов на пути к этому самопознанию. Да, я знаю, что вопрос смысла жизни материалист (и атеист) не ставит (как и вопрос смысла двери или самовара), но самого смысла жизни, который у него всё равно есть, это не меняет.
Каждый человек свободен сам определять цель своей жизни более конкретно, чем я назвал в предыдущем абзаце. Просто сказать «развивать себя и окружающий мир» – это будет слишком абстрактно. То, как это выражается у каждого человека – это сугубо индивидуально и тесно завязано на его творческом и генетически-обусловленном потенциале, и потом это не тема данной статьи. Так вот, как бы человек не определил свой смысл жизни, его цель может быть согласованной или может идти вразрез с этим смыслом. В первом случае проблема на пути к цели скорее всего будет испытанием, а во втором – предупреждением. Но не обязательно, потому что есть ещё кое-что, о чём нужно подумать.
Третье, что нужно сделать – определить степень согласованности своего смысла жизни со смыслом существования Вселенной или с Высшей Целью (называйте, кому как нравится). Высшая Цель – это не конкретное понятие, это идея, включающая в себя некую бесконечно далекую цель для человека, которой нужно следовать, чтобы оставаться в русле гармоничного развития Вселенной в целом. Верующему человеку более понятной будет фраза: следовать Божьему Промыслу. Материалисту эту мысль надо понимать иначе, а именно, как необходимость следовать объективным закономерностям развития материи в процессе её самопознания. Далее всё просто: если цель человека согласуется с его смыслом жизни, а смысл этот согласуется с направлением развития Вселенной (согласуется с Божьим Промыслом), то возникающее перед человеком препятствие – это испытание.
Если что-то с чем-то не согласуется, то это предупреждение. При этом надо понимать, что согласование своей жизни с общим замыслом Вселенной определить не так просто. В качестве примера можно указать на одну забавную особенность людей, которая почему-то не учитывается ими при попытках такого согласования. Эта особенность – их ответ на вопрос КАК. То есть то, КАК человек будет добиваться своей цели – это важнейшая часть любого дела. И будь цель предельно правильной, будь ваша жизнь предельно праведной, если вы добиваетесь этой благой цели неправильными методами – вы моментально нарушаете гармонию развития Вселенной. И чем сильнее вы это делаете, тем больнее будет отдача. Понять, правильно ли вы добиваетесь своей цели можно только после того, как найдёте правильный ответ на вопрос о том, может ли цель оправдывать средства, и если может, то в каких случаях. Правильный для вас ответ может вас удивить, но свой ответ я не буду сообщать в этой статье. Подобных рассогласований в самых неожиданных местах у человека могут быть десятки, и он может их не замечать.
Ведь согласитесь, пока я не сообщил вам о том, что важен ещё и метод достижения цели, вы наверняка об этом не думали. Думайте… думайте как можно больше самостоятельно, потому я гораздо больше сейчас умалчиваю, чем сообщаю, причём я делаю это специально. Зачем нужны испытания и предупреждения? Испытание необходимо для того, чтобы в процессе его преодоления человек получил новую способность или новое качество, которое будет необходимо ему для достижения цели. Простейший и примитивный пример: чтобы стать учёным, в подавляющем большинстве случаев нужно «отсидеть» 9-10 лет в университете (бакалавр, магистр, аспирант), это препятствие является испытанием, пройдя которое человек получает знания, опыт, методологию познания и ряд качеств, необходимых для учёного. Нельзя просто так взять, и стать учёным, нужно пройти некоторую подготовку и только пройдя её получить возможность заниматься наукой. Не пройдя эту школу, не справишься с наукой.
Я не спорю, что есть иные пути, но они доступны не многим и в них всё равно есть свои испытания. Если человек добивается формального статуса учёного иначе (покупает диплом, например, а затем взятками пробирается «наверх»), то вся его деятельность будет совершенно ненаучной и никакой науки он в итоге не получит. Другой простейший примитивный пример: человек кушает слишком много сладкого, со временем у него начинаются проблемы со здоровьем, сладкое начинает помимо удовольствия приносить физическую боль. Эта боль усиливается, затем могут начаться физиологические изменения, диабет, ожирение – всё это следующие друг за другом предупреждения о том, что человек явно занят не тем, чем следовало бы. Возможно, гедонист, или эпикуреец, возразит мне, что поедание сладкого прекрасно согласуется с его смыслом жизни (у гедонистов смысл жизни – получать удовольствие), однако каким бы безупречным не было это обоснование и сама позиция товарища Эпикура в глазах гедонистов, данная позиция прямо противоречит общевселенскому смыслу.
Разумеется, здесь я имею в виду вульгарные трактовки учения Эпикура, ведь если развивать мысль о получении удовольствия, то можно найти это удовольствие в упорном созидательном труде, а не в булочках с сахаром. Косвенные признаки К сожалению, далеко не каждый человек в состоянии выполнить даже первый шаг – правильно определить цели и мотивы своих поступков, что уж говорить о смысле жизни или о понимании Высшей Цели? Таким людям нужны поначалу иные критерии, с помощью которых можно отличить испытание от предупреждения.
Эти критерии индивидуальны, но я могу предположить (только предположить), что для большинства людей почти надёжно будут работать следующие косвенные признаки. Предупреждение чаще всего является болезненным и разрушительным. Любое предупреждение (в зависимости от меры воздействия на процесс самого человека), нарастает плавно. Сначала это что-то безобидное и просто неприятное, затем, если человек упорствует, предупреждение становится более явным и более болезненным, зачем ещё… И так далее, пока не произойдёт одно из двух наиболее вероятных событий:
(1) «удар судьбы» будет настолько мощным, что человек наконец-то остановится (может быть даже умрёт),
(2) человек всё-таки добьётся своего, но сильно об этом пожалеет впоследствии.
Таким образом, предупреждение можно довольно быстро распознать по характеру его воздействия: характер этот угрожающий и болезненный. Но есть тонкость. Испытание тоже может быть болезненным, если цель испытания в том, чтобы человек научился преодолевать боль или смиряться с фактом неизбежного течения жизни.

Испытания проявляются гораздо труднее, поэтому сложнее привести удачный пример. Ну, скажем, рождение ребёнка. Семья может жить небогато и плохо, а вдруг (в силу сами знаете каких причин), женщина начинает ждать ребёнка. Делать ли аборт? Нет, не делать, потому что это испытание: если возьмёшь на себя ответственность за ребёнка и решишь, что пожертвуешь своими удовольствиями ради его воспитания, то помощь свыше всегда придёт в том или ином виде… Это уже другой вопрос, хватит ли у человека нравственности распознать и принять эту помощь или не хватит, но подобная проблема не влияет на смысл испытания.
С другой стороны, это же испытание может быть и предупреждением: этому человеку нет смысла совокупляться ради удовольствия, минуя исходную цель процесса (на самом деле это вообще весьма интересный вопрос – когда можно, а когда нельзя). Итак, испытание всегда сопровождается многократной помощью окружающего мира, а ограничение – палками в колёса. Если научиться правильно отличать помощь от палок (а это, согласитесь, гораздо проще), то в большинстве случаев не будет никаких проблем отличить испытание от предупреждения.
Дополнительные размышления.
Испытание и предупреждения вообще могут переходить одно в другое и всегда идут бок о бок друг с другом: достижение любой цели всегда порождает испытание, но отклонение при этом от Высшей Цели всегда порождает предупреждение. Нужно быть предельно внимательным к языку жизненных обстоятельств, чтобы вовремя распознавать фактор среды и при необходимости менять свою концепцию жизнеустройства.

Идите своей дорогой и только своей.